Ирина Чернавина: «Я рада, что могу разбудить в людях способность и желание мыслить».
Увидев хоть однажды картины самарской художницы Ирины Чернавиной, вы будете просто очарованы необычным, ярким и не лишенным тайного смысла зрелищем. И это неудивительно, ведь автор – человек, имеющий свой оригинальный взгляд на творчество и на окружающий мир.
— Ирина, говорят, в работе профессионального художника обычно проглядывают черты педагога. Как вам все же удается сохранять творческую индивидуальность?
— Главные мои педагоги и воспитатели – это события моей жизни и люди, которые меня окружают. Моя индивидуальность в творчестве — это результат общения с мужем, родителями, друзьями, окружающими меня людьми. Именно они формируют мир моих картин. В частности, много мне дало общение с Наумом Олевым, Никасом Сафроновым и Михаилом Шемякиным.
— Ваши картины несут определенную смысловую нагрузку. Как вы относитесь к тому, что окончательная трактовка сюжета у каждого зрителя будет своя?
— Картина – это творческая вещь, и ее нельзя рисовать для конкретного зрителя. Я создаю ее для себя, и она является выражением моего восприятия жизни – действительности или фантазии. И для меня не важно, как зритель будет трактовать мою картину и какие эмоции он буде переживать. Это мой мир, и мне радостно, что я разбудила в людях желание мыслить.
Другое дело, когда картина заказная, и в этом случае очень важно уловить состояние человека, передать его эмоции, его видение какого-то момента, мировоззрение, понимание прекрасного. Здесь можно говорить о соавторстве художника и зрителя.
— Предпочитаете ли вы какую-то определенную художественную технику всем остальным?
— Что касается техники, то она у меня все время разная. Это зависит от того, какая у меня цель, что я хочу выразить в своей картине. Сегодня, например, мне нужна пастель, а завтра – гора масляных красок, и этим достигается желаемое, удается реализовать поставленную задачу. Очень хорошо, что сейчас имеется большой спектр художественных материалов.
— Какая картина, в вашем понимании, может называться хорошей?
— Нет хороших и плохих картин. Это все равно, что сказать: яблоко – хорошее, а клубника — плохая. Все разное, во всем своя прелесть, и это здорово. Так и картины: замечательно, что каждая будит свои эмоции, каждая заставляет по-разному воспринимать мир.
— Каковы самые главные ваши черты как художника?
— Мне нравятся эпатажные сюжеты, будь то абстракция или отражение действительности, отражение моего мировоззрения. Мои сюжеты – красивые, уродливые, яркие, тусклые, но только не банальные. Я никогда не буду рисовать один за другим пейзажи, похожие друг на друга. Я не крашу зеленое зеленым и не пишу портреты людей, сидящих в кресле со скучающим лицом или стоящих в костюме в позе памятника. Мне позируют такие потрясающие, яркие личности, что я просто не могу их нарисовать обыденно, так, как всех. Они для этого слишком красивы.
— Как сказываются на ваших работах творческие подъемы и кризисы?
— Кризис или подъем, безусловно, влияют на творчество: меняются сюжеты, колорит, техника. Настроение, состояние души отражается в картинах.
— Каким, по-вашему, должен быть художник нового столетия?
— Во все времена художники отражали в картинах дух своего времени, то, как они воспринимают мир. Новое столетие, конечно, отличается от XVI века, но и в XVI веке люди жили, сострадали, по-своему воспринимали действительность и отражали ее в своих работах. В новом столетии мало что изменилось. По-моему, живопись – это выражение художником своего восприятия мира, которое неразрывно связано как с прошлым, так и с будущим. В этом призвание художника и достоинство его творчества.
— На чье мнение при оценке ваших работ вы полагаетесь в первую очередь?
— Самую честную оценку мне дают муж и отец. Сколько стоит положительное мнение самых дорогих московских искусствоведов, я не знаю – это не очень дорого. Если я как художник буду зависеть от искусствоведов и от других художников, тогда кто я и что я?
— Ирина, вы человек, обладающий сильной энергетикой. Скажите, человек, покупающий вашу картину, проявляет интерес к ней или больше к вам?
— Что и как покупать – это личный выбор каждого человека. Некоторые собирают коммерческую коллекцию, которую потом можно будет выгодно продать, и это их дело. Иногда мои работы приобретаются только с целью перепродажи, и я спокойно к этому отношусь. Я считаю, что чем меньше художник зависит от коньюнктурщины, тем лучше для его творчества.
— Что для вас живопись – призвание, способ заработать или желание прославиться?
— Ответ очень прост: я не могу не рисовать. Это мой язык в общении с окружающим миром, возможность выразить свои эмоции и мысли, сказать людям о своих чувствах.
Галина Абрамова.
Having seen the works of a painter Irina Chernavina, you will be favourably impressed by their unusual brightness and mystery. It is no wonder as their author is a person with an unconventional attitude towards creative work and outward things.
- What are your main characteristic traits as an artist?
- I take interest in startling things, no matter whether they are abstract or real. My topics are beautiful, plain, bright or colourless but they cannot be considered trite. I am not keen on painting anything normally green with the green paint and do not portray people sitting in an arm-chair with an expression of bore. I have such fascinating personalities to sit for me that I cannot portray them in an ordinary way. They are far too beautiful.
Свежие комментарии